Главная » Культура » Пуаро возвращается на большие экраны
Культура Татьяна Милская 11.11.2017 0 0

Пуаро возвращается на большие экраны

9 ноября в прокат вышел фильм «Убийство в Восточном экспрессе» Кеннета Браны, в котором он же играет главную роль — Эркюля Пуаро. Рядом с ним в кино дебютировал танцовщик Сергей Полунин. Своими идеями, мыслями и чувствами он поделился с Марией Комаровой.

В российский прокат вышел новый фильм по книге Агаты Кристи. Кеннет Брана превращает всем известный детектив в религиозную мистерию, а смешного усатого сыщика — в трагического персонажа, без надежды на успех латающего прорехи в нашем несовершенном мире.

В новом «Убийстве в Восточном экспрессе» много хорошего. Как вы уже поняли, он по Агате Кристи — то есть саспенса, напряжения и загадок ему не занимать — это раз. Снимались здесь Кеннет Брана, Пенелопа Крус, Уиллем Дефо, Джонни Депп и так далее — состав не то что звездный, а космический — два. У него потрясающие декорации: застрявший в снегах поезд, где убийцу ищет Эркюль Пуаро, сделан с таким вниманием к деталям, что это наслаждение для глаз — три. А еще в нем состоялся актерский дебют известного вам танцовщика Сергея Полунина — того самого бэд-боя с ангельской улыбкой и татуировками, который, после того как побывал солистом Royal Ballet и снялся в клипе Take Me to Church, взялся за кинокарьеру. Каково это — начинать все с нуля и чувствовать себя никем, что такое настоящая дружба и почему планировать — скучно, мы и поговорили.

Поезд, накренившись, завис над пропастью, пути завалены снежной лавиной, в одном из купе лежит труп с двенадцатью ножевыми ранениями, а в вагоне-ресторане пассажиры едят и пьют, не думая о том, что сдвинутый на край стола бокал может нарушить хрупкое равновесие и состав полетит вниз, — а может быть, именно на это и надеясь. Агата Кристи писала «Убийство в Восточном экспрессе» в 1933 году, и весь мир тогда находился примерно в таком же положении — только тронь, и все немедленно рухнет, подняв вверх облако искрящегося снега. Эти два десятилетия между страшными войнами были таким же фантомным временем, как путешествие на поезде, — короткая передышка на пути из одной бездны в другую, хрупкий и не до конца воплощенный мир, где еще странствуют по Европе аристократы со слугами и собачками, убивая друг друга изогнутыми кинжалами в запертых комнатах, хотя очень скоро эти изящные рукотворные преступления не будут вызывать ничего, кроме умиления: всего через несколько лет смерть поставят на конвейер и счет жертв пойдет на миллионы.

Кеннет Брана перенес на экран классический детектив об убийстве в закрытом купе роскошного поезда, где у каждого пассажира есть одновременно и мотив для убийства, и алиби, не слишком удаляясь от оригинала. Разве что овцеобразная шведка Грета Ольсон стала пылкой испанкой Пилар Эстравадос, а Арбэтнот почернел лицом и переквалифицировался во врачи, так что греческого доктора, все равно не входившего в число подозреваемых, за ненадобностью вычеркнули из списка пассажиров. Зато Эркюль Пуаро, которого сыграл сам режиссер, большой специалист по экранизациям Шекспира, превратился из гениального, но все-таки смешного человечка в фигуру скорее трагическую. То есть он, конечно, обзавелся наконец по-настоящему роскошными усами, какими их и описала Кристи, — обычно в фильмах бельгийский сыщик почему-то довольствуется весьма скромной растительностью на лице, на что пеняла авторам предыдущей экранизации и сама писательница, успевшая увидеть фильм 1974 года, — но комического в нем осталось мало. Он по-прежнему говорит с акцентом, периодически сбиваясь на французский, трепетно относится к своим усам и измеряет поданные на завтрак яйца, но смеха все это не вызывает. Эркюль Пуаро у Браны — глубоко несчастный человек, ищущий совершенства в искалеченном и изломанном мире, где несколько раскрытых убийств и пара поправленных галстуков все равно не в силах восстановить гармонию.

Середина 1930-х, бельгийский гений сыска Эркюль Пуаро (Кеннет Брана) развлекает себя тем, что меряет линейкой приготовленные на завтрак яйца и разгадывает шарады, грозящие массовым конфликтом на религиозной почве. Вскоре роскошные двухъярусные усы детектива понадобятся в Великобритании, но, глядя на яркую морскую лазурь, Пуаро успеет изречь на турецком балконе, что он видит мир во всей его первозданной порядочности, а негодяи в этой идиллии имеют свойство выделяться.

Засомневаться в своей картине мира ему придется уже скоро: в переполненном Восточном экспрессе, куда бельгийца сажают по блату, происходит загадочное убийство, а следом случается снежный завал. Нехотя Пуаро, хитро щурясь, иронизируя и по-прежнему налегая на яйца, начнет беседовать со всеми пассажирами. В поисках убийцы он найдет у всех нечто общее.

Экранизация одноименного романа Агаты Кристи вполне уместно смотрится в фильмографии режиссера Кеннета Браны — постановщика «Гамлета» с собой в главной роли, а также «Золушки», «Тора» и, например, шустрого британского детектива с переодеваниями «Сыщик».

Брана — обаятельный артист и шекспиролюб, стремящийся поженить с Театром с большой буквы не то что «Франкенштейна» Мэри Шелли, но даже супергеройский комикс про скандинавского бога.

В этом смысле «Убийство в Восточном экспрессе» идеально ему подходит — вряд ли кто-то отправится на Агату Кристи без расчета увидеть старомодное развлечение с участием целого поезда звезд (Депп, Пффайфер, Крус, Джекоби, Полунин, Денч, Дефо, Колман — глаза разбегаются), где у каждого будет хоть маленький, но бенефис.

В этом утомительном уважении к формату дорогого детективного сериала образца 90-х Бране нет равных: большую часть карьеры он оперирует одними и теми же мизансценами, а из всех операторских приемов больше всего ценит крупный план, позволяющий разгуляться лицевой мимике (прежде всего — своей). Ровно эта театральность надолго окопалась на телевидении конца XX века, пока HBO и прочие кабельные каналы не вытолкали ее ногами.

Вместе с тем Брана экранизирует Агату Кристи не ради компьютерных пейзажей знойной Турции 1930-х и заснеженных гор, не ради того, чтобы примерить на себя самые странные усы в карьере Пуаро, и даже не из страсти к коллекционированию известных актеров в неимоверно тесных для них ролях (несмотря на обилие стереотипных акцентов).

Вместе со сценаристом Майклом Грином («Логан», «Бегущий по лезвию 2049») его привлекает возможность рассказать о конце простого биполярного мира, который произошел в начале XX века. Новая экранизация «Убийства» зазывает на борт экспресса не только жителей Старого Света (и примкнувших к ним американцев), но и всех граждан мира — и из Латинской Америки, и из России.

Главная проблема любого критика – в чрезмерной искушенности. То, что мы клеймим как банальное, для рядового зрителя может стать откровением, — и позицию критика в этой ситуации он моментально назовет высокомерной. Однако какое счастье вдруг оказаться по другую сторону баррикад и почувствовать себя обычным хомо сапиенсом, купившим билет на фильм, о котором ты ничего не знаешь! Или, по меньшей мере, не знаешь самого важного.

Пространное вступление — попытка оправдаться. Я — тот редкий человек, который не читал «Убийства в «Восточном экспрессе» Агаты Кристи и не видел ни одной его экранизации. Конечно, ничего не стоило бы подготовиться и восполнить пробел (у каждого есть такие, не так ли) перед ознакомлением с новым фильмом. Но как упустить редкий шанс посмотреть детектив, замерев от нетерпения и ожидая развязки? Поэтому теперь, когда коллеги будут презрительно — и, наверняка, законно — сопоставлять новую картину со старыми и сличать с первоисточником, я простодушно и честно напишу: фильм Кеннета Браны — прекрасное развлечение, великолепный образец умного жанрового кино.

Ясно, что для Кристи, гения сюжетных конструкций, застрявший в снежном обвале поезд не столько метафора, сколько удобное замкнутое пространство — необходимое, чтобы задать многоумному Эркюлю Пуаро (и читателю/зрителю) очередную загадку и изящно ее решить. Но Кеннет Брана все-таки кинематографист, и для него «Восточный экспресс» — один из полноправных участников действия, его главных героев. Кино когда-то началось с «Прибытия поезда» Люмьеров: с тех пор паровоз стал символом нового искусства и прогресса как такового. Здесь же этот поезд вместо того, чтобы на всех парах нестись вперед, пугая и восхищая публику, останавливается на полном ходу. Стоп, прогресс; добро пожаловать в уютную британскую традицию, в своеобразную Нарнию, где время течет иначе. Когда за окном идет снег, каждому захочется устроиться поудобнее в вагоне-ресторане и послушать старую-старую историю. Даже если знаешь ее наизусть.

Как тут возмущаться театральной преувеличенностью поведения персонажей-масок, разыгранных народными артистами? Каждый из них — просто подарок, а некоторые особо ценные: впервые после бесконечного Джека Воробья сыгравший настолько сочную роль Джонни Депп (демонический делец Рэтчетт), отчаянно кривляющийся и очень смешной Уиллем Дефо (профессор Хардман), поймавшая второе дыхание Мишель Пфайффер (миссис Хаббард). Радует «русский» след: худосочный и по-вампирски обаятельный Сергей Полунин в роли венгерского графа Андрени и гранд-дама Джуди Денч, не отказавшаяся от удовольствия сыграть в английской экранизации английской книги княгиню-эмигрантку Наталью Драгомирову. Плюс Пенелопа Крус, Джош Гад, Дэйзи Ридли, Дерек Джакоби… Ну и усы самого Кеннета Браны, конечно, не случайно настолько огромны и комичны. Здесь все гротескно, как полагается выдуманной истории; тем более, истории, где все постоянно выдумывают (говоря проще, врут). Стилистика картины демонстративно далека от психологического реализма, который большинство интерпретаторов почему-то считает обязательным для детективного жанра.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!

АКТУАЛЬНО: "Культура" ЗА СЕГОДНЯ