Главная » Общество » Большинство россиян не знают правил поведения на рынке финансов
Общество Карина Годинская 24.05.2017 0 0

Большинство россиян не знают правил поведения на рынке финансов

Большинство россиян справляются с финансовой арифметикой, но не знают правил поведения на рынке финансов, свидетельствуют результаты ежегодного мониторинга, проведенного Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Почти половина (46%) посчитали свои знания в финансовой сфере неудовлетворительными. Доля тех, кто выставил себе школьную «единицу», выросла с 16% до 20%.

Согласно исследованию, разобраться с простыми и сложными банковскими процентами способны 45% россиян. Однако умение считать проценты общей картины финансовой грамотности не дает, отмечают эксперты. «Важна не только арифметика, но и владение информацией о рынке, установки в обращении с личными финансами», — отмечает автор исследования старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Ольга Кузина.

Более половины жителей России не ведут письменного учета доходов и расходов семейного бюджета, почти каждому десятому точно не известно, сколько денег поступило и будет потрачено в течение месяца.

Свыше половины (51%) не разбираются и в особенностях государственной системы страхования вкладов (в октябре 2015 года — 46%). Немногие понимают связь между риском и доходностью. Их число в последние пять лет росло, однако итог 2016 года не обнадеживает: 29% (в 2012 году — 20%).

Авторы исследования отмечают, что почти каждый десятый, подписывающий финансовые договоры, полагается на авось, то есть подписывает, не читая (9%). Четвертая часть (26%) читает, но ставит подпись вне зависимости от понимания.

«Так сложилось исторически, что у ряда поколений людей в России не было опыта самостоятельного управления личными финансами и выбора финансовых продуктов, поэтому задача просвещения населения в вопросах финансовой грамотности действительно очень важна. Сегодня особенно актуален вопрос повышения грамотности  учащихся школ, профессиональных и высших учебных заведений, но чтобы такое обучение было возможным, надо отдельно подготовить грамотных учителей», – говорит руководитель Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования, профессор НИУ ВШЭ Николай Берзон.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!