России ЦБ уличил экс-трейдера банка «Ак Барс» Артема Люлинского в манипулировании акциями крупнейших компаний РФ
Артем Люлинский, теперь уже экс-трейдер банка «Ак Барс», с 18 марта 2011 г. по 9 декабря 2016 г., как уполномоченное лицо ИК «АК Барс Финанс» провел операции с 31 ценной бумагой в свою пользу и в ущерб банка, заявил сегодня директор департамента противодействия недобросовестным практикам ЦБ РФ Валерий Лях.
Люлинский скупал акции на рынке и выставлял заявки, как частное лицо со счетом в брокерской компании, по акциям «Газпром», «Роснефть», Сбербанк, НЛМК и другим «голубым фишкам».
Одновременно он, как уполномоченное лицо ИК «АК Барс Финанс», выставлял обратные заявки по этим бумагам.
«В итоге накопив достаточный для себя объем, он выставлял с рабочего счета компании «Ак Барс» или «Ак Барс Финанс», с того счета, которым он в тот момент управлял, заявку на продажу ценных бумаг выше рынка и удовлетворял ее», — пояснил топ-менеджер ЦБ.
Если Люлинский продавал акции банку, то по цене на 2,5-4% выше цены рынка.
Операции, которые привели к манипулированию стоимостью бумаг, трейдер проводил с 2011 по 2016 год, установил ЦБ. Всего регулятором было установлено 494 случая манипулирования бумагами 31 эмитента, в том числе «Газпрома», НЛМК, НОВАТЭКа, «Интер РАО», ВТБ, «Роснефти», «РусГидро», «Сургутнефтегаза», МТС, Сбербанка и других, говорится в презентации ЦБ.
«Схема была следующей: трейдер был уполномоченным ИК «Ак Барс Финанс» и параллельно имел свой личный счет как физическое лицо у брокера. Люлинский покупал на свой личный счет ценные бумаги по рыночным ценам, после чего выставлял как физическое лицо заявку на продажу по цене, которая на 2,5–4% превышала цену покупки. Далее сотрудник совершал покупку этих бумаг через «стакан» (обновляемый в режиме реального времени список заявок на покупку с одной стороны и продажу с другой) со стороны работодателя, получая таким образом прибыль», — пояснил Лях. Деньги трейдер выводил через четыре банка — суммы для вывода составляли около 300 тыс. руб., описал конечную цепочку схемы представитель ЦБ.
Такие сделки трейдер проводил обычно в течение нескольких минут, уточнил Лях. «Объемы в каждом случае были разными. Сотрудник совершал сделки как с небольшими объемами, так и от 10 млн до нескольких десятков миллионов рублей», — добавил он.
Львиная доля сделок была с положительным для трейдера результатом — всего в 17 случаях манипулирования рынком он получил либо нулевой, либо отрицательный результат, сказал Лях.
Факт манипулирования рынком первым заметил ЦБ, сказал Лях. «Для «Ак Барса» данный трейдер не был ключевым, и возможно, из-за этого его операции в банке не замечали. Во всяком случае, такие случаи может устанавливать только ЦБ, потому что он видит всех контрагентов», — говорит он. Единственное, что могут сделать участники рынка, — это усилить проверку операций на соответствие законодательству, добавил представитель ЦБ.
Но само раскрытие сделок ЦБ оказывает позитивное воздействие на рынок. «После того как в прошлом году мы раскрыли манипулирование сотрудника Deutsche Bank, ряд подозрительных операций ушел с рынка», — рассказывает Лях.
Как пояснил представитель ЦБ, Центробанк может привлечь трейдера к административной ответственности только за последний год с момента выявления манипулирования рынком. Он также указал на то, что российский закон приравнивает к манипулированию рынком существенное отклонение цены бумаги. Однако этот случай показывает, что трейдер зарабатывал за счет не существенного, а незначительного отклонения, благодаря эффекту масштаба. По словам Ляха, возможно, стоит убрать норму закона, которая приравнивает к манипулированию только существенные отклонения от цены.
В конце 2016 года ЦБ сообщал о том, что регулятором была выявлена схема манипулирования, разработанная начальником отдела торговли акциями Deutsche Bank Юрием Хиловым. Это происходило в 2013–2015 годах, Хилов и его родственники заработали на манипулировании акциями 255 млн руб.
Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!
- 0 КОММЕНТАРИЕВ
- ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ