Главная » Культура » Спящие не хотят просыпаться
Культура Татьяна Милская 15.10.2017 0 0

Спящие не хотят просыпаться

Российский актер и режиссер Федор Бондарчук, выступивший продюсером сериала «Спящие», рассказал о «бурной реакции» зрителей на это художественное произведение. Комментарии оказались настолько жесткими, что режиссер сериала Юрий Быков накануне даже заявил об уходе из кино.

Сериал «Спящие» — больше чем кино. Это заявка на новый стиль — наконец-то цельнометаллическое ФСБ выигрывает битву у насквозь прогнившего ЦРУ не только по внешнему, но и по внутреннему периметру. Тому самому, который усеян продажными либералами, шагнувшими из «Анатомий протеста» от НТВ прямо в сериал от Первого канала. Однако настоящий политический триллер разыгрался не столько на экране, сколько в жизни. На следующий день после завершения показа Юрий Быков, режиссер «Спящих», заявил на своей странице в «ВКонтакте»: «Я предал «прогрессивное поколение, которое хоть что-то хотело изменить». Потрясение режиссера от убийственной реакции на его детище «лучших умов» настолько велико, что он решил вообще уйти из кино.

Постоянная перемена знаков — самое стабильное, что есть в нашем отечестве. Вчера Быков говорил о разочаровании в либерализме, сегодня — о разочаровании собой, меняющим взгляды как перчатки. Пока трудно понять, что стоит за стремительным раскаянием, да это и не важно. Быков уже наказан тем, что в шпионской саге от него ушел талант. Он, покинувший съемки «Станицы» (очень приличный сериал о Кущевке), потому что не хотел снимать халтуру, довел до конца проект, расположенный ниже любого уровня разговора.

Дело даже не столько в идеологической примитивности замысла, сколько в бездарности исполнения. Авторов раздавил сценарий, выворачивающий реальность по принципу литературного перевертыша. Оппозиционеры — это те люди, которые задают тон сытой жизни, жируют в дорогих ресторанах и роскошных особняках, отвлекаясь лишь на митинги и провокации. Именно на них, а не на власть работает целая фабрика троллей. Это они сами вместе, разумеется, с американцами убивают российских правозащитников, чтобы обвинить во всем кристально чистое ФСБ.

Не спасает ни картинка, ни музыкальный строй, ни тревожный монтаж, заимствованный из классики жанра типа «Родины» или «Американцев». Сюжетные линии разбегаются тараканами. Текст соткан из лозунгов. По классификации Тынянова (только великие писатели имеют право так плохо писать, как пишет Алексей Толстой), Минаев — величайший писатель. Главный герой, полковник Родионов, 20 лет охранял безопасность Родины за ее рубежами. Все эти годы он любит галеристку Киру, которая ушла от него к бывшему другу — либеральному журналисту, то есть предателю. Наконец-то влюбленные встретились наедине. Родионов усиленно играет желваками, вращает глазами, напряжен, взволнован. Но волнует его не Кира. Он приступает к обстоятельному рассказу об угрозе «оранжевых» революций на примере Ливии, которую недавно покинул. Скорее всего, данный пассаж автор позаимствовал (вместе с интонацией и лексикой) из сокровищницы Артема Шейнина.

Публицистический раж захлестывает демиургов-патриотов. Узнали в блогере Асмолове Навального, и хватит с вас. Не до тонкости образов, когда на кону безопасность державы. Держава нам досталась хрупкая — она может рухнуть от сорванной несносными американцами газовой сделки с Китаем. Заокеанский куратор оппозиционеров в перерывах между развалом России жирными губами жует гамбургер и отчитывает посла, удивительно похожего на Майкла Макфола. Специалист ФСБ по социальным сетям с упоением рассказывает путинский анекдот о разнице между бабушкой и дедушкой.

Несколько лет назад Быков снял «Метод» — один из лучших отечественных сериалов. Детективные страсти с морем бутафорской крови не затмили пронзительную драму русской жизни о добре и зле, где всё — от следователей до жертв — мрак и патология. Хабенский в роли маньяка-сыскаря виртуозно передает стихию распада, рождающую насилие. В «Спящих» перед Быковым стояла противоположная задача — создать идеальный образ силовиков, на чьих хребтах сегодня держится держава. Благородная, чистая задача, в материале шум времени булькает, а ощущение творческой катастрофы не проходит.

«Спящие» — этапное кино. Наконец-то искусство пропаганды и пропаганда искусством слились в экстазе. Сериал продолжает выпуски новостей и ток-шоу другими способами. «Спящие» — кодовое название спецоперации по превращению жизни россиян в шпионский блокбастер. Вникаем в контекст.

Выходит первая серия, а вслед за ней просыпаются спящие из Совета Федерации со своим докладом спецкомиссии по защите государственного суверенитета. К спецкомиссии и спецоперации незамедлительно подключаются спецведущие со своим выводком спецгостей. И вот уже звучит перспективное предложение: не пора ли вводить в оборот юридическое понятие «враг народа»?

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!

АКТУАЛЬНО: "Культура" ЗА СЕГОДНЯ