Как Китай выберет новых лидеров на съезде КПСС?
Подготовка к серьезной встряске руководства коммунистической партии Китая почти завершена, опередив национальный конгресс, который начинается в Пекине в среду. Президент Си Цзиньпин, партийный глава, как ожидается, укрепит свою и без того значительную власть и отправится на второй пятилетний срок.
В минувшую субботу в аудиторию, украшенную красными флагами и эмблемами молота и серпа, члены центрального комитета партии собрались, чтобы утвердить заключительные приготовления конгресса. На улицах Пекина выстроились сотрудники службы безопасности, и полиция вытеснила диссидентов из города на принудительные «каникулы» перед самым важным политическим событием в стране.
Национальный конгресс Коммунистической партии Китая, который проводится каждые пять лет, является частью политического театра, который политолог Университета Виктории Ву Гогуан описывает как «святое» и «пустое» действо.
Когда дело доходит до понимания того, как выбирается лидер самой густонаселенной нации в мире:
«На самом деле никто не знает, — говорит Ву. — Это политика джунглей, — добавляет он. — Партия играет в игру по своим правилам».
Согласно уставу компартии, почти 90 миллионов членов партии Китая выбирают почти 2300 делегатов, которые, в свою очередь, голосуют за 200-членный центральный комитет. Затем этот комитет избирает Политбюро с 25 почетными членами, постоянный комитет, состоящий из пяти и девяти членов, а также генерального секретаря или главного лидера партии.
«Но на самом деле выборы — формальность, — говорит Ву. — Позиции решаются до съезда. Затем они передаются делегатам на печать».
Фактический выбор партийного руководства, добавляет Ву, делается «в черном ящике» за закрытыми дверями. Другими словами, хотя мощность, кажется, течет снизу вверх, она фактически идет сверху вниз. По словам Ву, эксперты считают, что около 20 человек, в том числе служащие и отставные члены постоянного комитета Политбюро, заключают сделку в тайне, чтобы решить следующего лидера за несколько месяцев до конгресса.
Теоретически национальный конгресс является высшим органом власти партии. Но Ву говорит, что власть, легитимность и институциональное манипулирование, которые помогли разработать политические реформы для глав премьер-министра и коммунистической партии Китая Чжао Цзыяна, означают, что у руководства есть много способов манипулировать институтом, чтобы было гораздо меньше «избранных».
Одним из таких устройств является «соломенный опрос» или «сухой пробег» перед съездом, так что лидеры могут нейтрализовать оппозицию своим предпочтительным кандидатом.
Процесс отбора полон неопределенности, говорит Ву. Эта неопределенность может быть из-за массовых операций безопасности событий, которым «каждая трава, каждое дерево выглядит как вражеский солдат», как говорится в старой китайской поговорке.
Часть проблемы состоит в том, что так много преемств при коммунистическом правлении закончились неудачей. Три из помазанных наследников Мао Цзэдуна, Лю Шаоци, Линь Бяо и Хуа Гофэн, были отстранены от политики.
Эксперты отмечают, что в Китае нет ни наследственной династии, ни конкурсных выборов. Чтобы восстановить подобие порядка в процессе выбора руководства после 4 июня 1989 года, когда произошло массовое убийство возле площади Тяньаньмэнь, партия установила некоторые неписанные правила или нормы для управления ею.
Наиболее важным из них является неофициальное правило, согласно которому члены постоянного комитета Политбюро должны уйти в отставку в возрасте 68 лет. Но эксперты полагают, что Си не удовлетворен неофициальными правилами и намерен согнуть, сломать или полностью отказаться от них.
Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!
- 0 КОММЕНТАРИЕВ
- ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ