Главная » Наука » Астероид, погубивший динозавров, доставил на Землю лекарство от рака
Наука Татьяна Милская 04.11.2017 0 0

Астероид, погубивший динозавров, доставил на Землю лекарство от рака

Сегодня большинство исследователей склоняются к версии о том, что причиной вымирания динозавров стало падение астероида диаметром порядка десяти километров в районе полуострова Юкатан в современной Мексике. Случилось это примерно 66 миллионов лет назад.

Раковые клетки можно уничтожить с помощью металла из астероида, ставшего причиной вымирания динозавров. Таковы выводы исследования, проведенного учеными Уорикского университета и университета Сунь Ятсена.

Исследование показало, что иридий — второй по плотности металл на Земле — может убивать раковые клетки, наполняя их смертоносной версией кислорода, но при этом не повреждает здоровую ткань. Исследователи создали вещество из иридия и органического материала, которое можно прямо направить к раковым клеткам, где оно передаст им энергию и превратит обыкновенный кислород в синглетный, ядовитый, тем самым убив клетку.

Процесс запускается светом лазера, который просвечивает сквозь кожу участок с опухолью, добирается до реагирующего на свет покрытия с веществом и активирует металл, начинающий заполнять опухоль синглетным кислородом. Исследователи выяснили это после атаки модели опухоли из клеток легочного рака, выращенной прямо в лаборатории, красным лазерным светом (он глубоко проникает сквозь кожу), после чего активированный органическо-иридиевый компонент проник в каждый слой опухоли и убил ее. Таким же образом ученые выяснили, что такой метод не влияет на здоровые клетки, так как на них подобная процедура не оказала никакого эффекта.

Более того, исследователи воспользовались массовой спектрометрией высокого разрешения и получили вид отдельных белков внутри раковых клеток, после чего выяснили, что конкретно атакует новое вещество. Это оказались белки теплового стресса и метаболизма глюкозы, которые известны как ключевые молекулы в раке.

Правда, есть одно но. Иридий — это редкоземельный металл, и больше всего его находят в астероидах и метеоритах. Большие залежи иридия нашли в недрах планеты, слое, сформировавшемся около 66 миллионов лет назад. Это дало ученым возможность утверждать, что металл попал на Землю вместе с астероидом, ставшем причиной вымирания динозавров.

Специалисты изучают отголоски этого события и делают неожиданные открытия. Так, команда из Университета Уорика (Великобритании) совместно с коллегами из Университета Сунь Ятсена (Китай) выяснила, что соединения, которые попали на нашу планету вместе с упавшим небесным телом, убивают раковые клетки.

Речь идёт о соединениях на основе иридия. Это очень твёрдый и тугоплавкий металл, а также крайне редкий. Иридий встречается гораздо реже золота и платины; его содержание в земной коре ничтожно мало (10−7% по массе, хотя не исключено, что на самом деле его намного больше ближе к ядру планеты).

В ходе новой работы учёные создали соединение иридия и органического материала, которое при особых условиях убивает раковую клетку. Под действием света и соединения иридия обычный кислород (O2) превращается в синглетный. Разница энергий между основным и синглетным состоянием кислорода составляет 94,2 кДж/моль. Переход же инициируется светом лазера. Для клетки синглетный кислород является токсичным, то есть он её убивает.

Испытания нового метода проводились на примере модельной опухоли в лёгких, выращенной в лабораторных условиях. Сперва в ткани ввели соединение иридия. Само по себе оно безопасно, но позднее «атаку» начинает лазерный луч. Поскольку соединение является светоактивным, оно реагирует на него и начинает «работать» в нужной области, причём проникает в каждый слой опухоли.

Авторы подчёркивают, что использование красного лазера, лучи которого проникают глубоко в ткани, является весьма эффективным методом. Кроме того, лазер «выстреливает» максимально точно. Для сравнения: лазер – это всё равно, что снайперская винтовка, в то время как химиотерапия больше напоминает выстрел из дробовика.

Группа ученых из Универстета Уорика в Великобритании совместно с специалистами из Университета Сунь Ятсена (Китай) сделали сенсационное открытие. Эксперты выяснили, что астероид, который упал на Землю много миллионов лет назад и погубил фауну нашей планеты, принес много соединений иридия, которые могут излечить организм от раковых клеток без вреда для здоровых. Ученые отмечают, что лазерный свет, используемый для лечения онкологии, в комплексе иридием может стать эффективным методом борьбы с раком. Лабораторные тесты были проведены на искусственно выращенной опухоли рака легких. Соединение иридия и органических материалов активируется при лазерном свете, превращая обычный кислород в синглетный, который активно убивает раковые клетки. Специалисты отмечают, что данный метод является таким же точным, как выстрел снайперской винтовки.

Напомним, в последнее время исследователям удалось выявить множество артефактов о динозаврах. Более того, в США ученым даже удалось собрать почти полный скелет тираннозавра. Недавно в Монголии палеонтологам удалось найти останки летающего хищника. Об этом сообщает издание ʺРоссийский Диалогʺ.

Как было установлено, вышеприведенный динозавр обитал в данных окрестностях около 70 миллионов лет назад. Внешне существо похоже на хищника, предположительно птеродактиля. Однако по размерам он намного больше, чем представитель данного вида.

По словам ученых, им удалось выявить останки птерозавра, который принадлежит к группе летающих рептилий. Размах крыльев летающего динозавра мог достигать 30 метров. Животное было самым крупным их всех летающих существ на Земле за все время ее существования. Скорость птерозавры развивали до 120 км/ч. Ранее в Лесото археологи раскопали следы гигантского динозавра возрастом 200 миллионов лет. Как было установлено, отпечатки лап древнего гиганта составляли 57 сантиметров в длину и 50 сантиметров вширь, что делает вышеприведенное животное наиболее крупным обитателем на африканском континенте.