Госдума приняла во II чтении проект федерального бюджета на 2018-2020 годы
Госдума приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2018-2020 годы. Третье чтение запланировано на 24 ноября.
Предполагается, что доходы бюджета в предстоящую трехлетку период будут расти в номинальном выражении, но сокращаться в процентах к ВВП. В 2018 году они составят 15,258 триллиона рублей, или 15,7% ВВП, в 2019 году — 15,555 триллиона рублей, или 15,1% ВВП, в 2020 году — 16,285 триллиона рублей, или 14,8% ВВП. Расходы бюджета в этом периоде ожидаются на уровне 16,529 триллиона рублей (17% ВВП), 16,374 триллиона рублей(15,9% ВВП) и 17,155 триллиона рублей (15,6% ВВП). Дефицит бюджета в 2018 году составит 1,3% ВВП, а в 2019 и 2020 годах снизится до 0,79% ВВП.
В рамках второго чтения принято решение направить на повышение оплаты труда в связи с увеличением МРОТ в 2018 году 4,4 миллиарда рублей, в 2019 году – 16,3 миллиарда рублей, в 2020 году – 19,2 миллиарда рублей. На здравоохранение дополнительно выделяется 8 миллиардов рублей на 2018 год и по 7 миллиардов рублей на 2019-2020 годы, на подключение медицинских организаций к интернету — 4,9 миллиарда рублей и по 5 миллиардов рублей в год соответственно.
Расходы на денежное довольствие военнослужащих увеличиваются на 2018 год на 52,762 миллиарда рублей, на 2019 год — на 66,401 миллиарда рублей, на 2020 год — на 121,559 миллиарда рублей, на развитие культуры и туризма — на 2,384 миллиарда, 7,294 миллиарда и 3,5 миллиарда рублей соответственно, на образование — на 10 миллиардов, 8 миллиардов и 6 миллиардов рублей.
В 2018–2020 годах на сохранение реки Волга и предотвращение ее загрязнения будет направлено в целом около 3 миллиардов рублей, на формирование комфортной городской среды — 75 миллиардов рублей. На развитие лесного хозяйства дополнительно выделяется 4,3 миллиарда рублей в 2018 году, 4,4 миллиарда рублей в 2019 году и 5,4 миллиарда рублей в 2020 году.
Расходы на программу развития сельского хозяйства в 2018–2020 годах увеличены на 20 миллиардов рублей в год, чтобы обеспечить финансирование на уровне 2017 года (242,3 миллиарда рублей). Субсидии на поддержку инвестиционного кредитования в АПК в этот трехлетний период составят по 39 миллиардов рублей в год. А субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) для поддержки льготного кредитования АПК определены на 2018 год в 52,2 миллиарда рублей, на 2019-2020 годы — по 55,5 миллиарда рублей.
Бизнес предлагает правительству РФ ввести новое бюджетное правило, привязанное к уровню инфляции и росту налоговых доходов, а не к цене нефти. Соответствующее предложение содержится в заключении Института экономики роста имени Столыпина и общероссийской бизнес-ассоциации «Деловая Россия» на проект федерального бюджета на 2018-2020 годы.
Эксперты предложили ввести в бюджет принцип фискальной нейтральности, когда налоговая нагрузка должна снижаться с ростом собираемости налогов и выходом экономики из «тени». Для этого, по мнению экспертов, необходимо ввести новое налогово-бюджетное правило: прирост налоговых поступлений сверх инфляции, то есть от совершенствования налогового администрирования, должен возвращаться в экономику за счет снижения налоговых ставок и предоставления дополнительных льгот в последующие годы.
«Проверка выполнения нового налогово-бюджетного правила должна проводиться при подготовке проектов бюджетов», — говорится в заключении экспертов.
Проект трехлетнего бюджета, который сейчас находится на рассмотрении Госдумы, сформирован с учетом бюджетного правила, ограничивающего расходование дополнительных доходов казны от продажи углеводородов, когда цена нефти на внешних рынках растет выше планки отсечения в 40 долларов за баррель.
По мнению «Деловой России», такой подход приводит к занижению прогнозируемых доходов федерального бюджета и, соответственно к чрезмерному снижению расходов. По их мнению, Минфин недооценил доходы бюджета на 2018 год на 9% от общей величины доходов, или на 1,3 триллиона рублей, а в 2019-2020 годах — на 12-15%.
Падение цен на нефть до 25 долларов за баррель не будет для России катастрофой, но может привести к ослаблению рубля, полагает глава Банка России Эльвира Набиуллина.
«Мы делаем стрессовый сценарий при цене 25 долларов за баррель. Это маловероятный сценарий, но даже он не катастрофичный для России, хотя может привести к ослаблению рубля. Это будет означать, что мы будем дальше проводить жесткую денежно-кредитную политику с высокими ставками, которая не всем нравится», — сказала Набиуллина в интервью журналу Forbes.
Однако с большой долей вероятности цены на нефть в ближайшие два года будут колебаться в диапазоне 40-50 долларов за баррель, заявила глава ЦБ.
«Курс рубля же во многом зависит от нефти. В 2014 и 2015 годах цены на нефть падали. Почти весь 2016 год цены на нефть росли, но устойчивой тенденции нет. В своих прогнозах мы придерживаемся консервативного сценария: цены с большой вероятностью будут колебаться в диапазоне 40-50 долларов за баррель в ближайшие два года», — отметила она.
Банк России в основных направлениях денежно-кредитной политики (ДКП) на 2017 год и на период 2018 и 2019 годов представил три сценария макроэкономического развития в зависимости от цены на нефть и других внутренних и внешних факторов. Базовый сценарий, который ЦБ считает наиболее вероятным, основан на предположениях, что заметного изменения конъюнктуры мировых сырьевых рынков не произойдет и цена на нефть марки Urals в ближайшие три года будет около 40 долларов за баррель.
Обнадеживающие тенденции в промышленности определенно наблюдаются: это замедление темпов снижения занятости в промышленности и ожидаемый рост спроса на труд, высокий уровень рентабельности продаж в промышленности (это стимулирует инвестиционную активность в высокодоходных секторах) и рост реальной заработной платы — на 5-7% в годовом выражении.
Последний показатель объясняется, в том числе, торможением потребительской инфляции, констатируют авторы доклада.
Увеличение реальной заработной платы может стимулировать потребительский спрос, а он составляет львиную долю ВВП — в два с половиной раза большую, чем инвестиционный.
Аналитики, впрочем, указывают на то, что восстановление промышленного производства — длительный процесс. Это очень большие и трудоемкие отрасли, и нынешние цифры пока лишь капля в море.
Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!
- 0 КОММЕНТАРИЕВ
- ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ