Главная » Наука » Ученые нашли замену морфию в яде морских улиток-убийц
Наука Юлия Апполонова 21.02.2017 0 0

Ученые нашли замену морфию в яде морских улиток-убийц

Ученые из университета Юты в Солт-Лейк-Сити сумели выделить из яда морских улиток экстраординарную молекулу, сообщает публикация в научном издании PNAS. Эта молекулы моллюска-убийцы подавляет боль, как морфий и прочие опиаты, при этом не вызывая зависимости.

Улитка, которую прозвали убийцей за смертоносность ее яда, живет охотой, и именно быстродействующий нейротоксин помогает удачно поохотиться. Необычная версия инсулина парализует тело рыбы за миллисекунды, ведь клетки мышц и мозга мгновенно лишаются главного источника пищи – молекул сахаров в крови.

Яд улиток-конусов может убить даже человека, не говоря о морских обитателях, напоминает ведущий специалист исследования Балдомера Оливера:

«Природа создала богатый арсенал биомолекул, способных решить комплексные задачи и в то же время имеющих массу неожиданных применений. Нам было интересно, можно ли использовать яды моллюсков для изучения работы различных цепочек нейронов в мозге животных и человека».

Хищные брюхоногие улитки-конусы обитают в прибрежных водах тропических морей, и когда ночью мимо них проплывает рыба, они выбрасывают «гарпун», который вводит яд в тело жертвы. Оливера и его коллеги нашли в нейротоксине этих улиток необычную молекулу, Rg1A, которая может стать основой для замены современных обезболивающих средств на базе опиатов.

Эта молекула, как показали эксперименты, действует на те же нервные клетки, что и морфий с героином, но иным путем, воздействуя на так называемые никотин-ацетилхолиновые рецепторы на их поверхности.

Ученые видят огромное будущее в открытой ими молекуле: такой обезболивающий препарат, не вызывающий привыкания, будет способствовать снижению волны эпидемии злоупотребления аптечными опиатами, которая захлестнула США в последние годы.