Политолог: мир не оценивает угрозы международной безопасности
Мир балансирует на грани непредсказуемых событий, ситуация напоминает Карибский кризис 1962 года, но сегодня доверять США нельзя, поскольку они не соблюдают свои обязательства и обещания.
Об этом заявил заведующий кафедрой международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД РФ профессор Борис Мартынов на конференции в Афинах, посвященной 100-летию Октябрьской революции.
«Современная международная обстановка находится, мягко говоря, в плачевном состоянии. Причем, иногда мы даже не оцениваем степень угрозы для международной безопасности», — сказал Мартынов.
По его словам, об этом говорилось на недавнем заседании Валдайского клуба, в котором он участвовал. На заседании выступил с речью президент РФ Владимир Путин, выступал министр иностранных дел России Сергей Лавров.
Мартынов сказал, что международная ситуация обсуждалась на специальной сессии, посвященной Русской революции, и серьезные опасения угрозы войны высказывали два американских профессора. Один из них сказал, что «было бы очень хорошо просуществовать без всеобщей войны еще лет 10-15, тогда, может быть, что-нибудь еще утрясется».
«Мир стремительно убегает даже не в конец 20-го века, а куда-то ближе к его началу. Во всяком случае, ту грань, которая нас отделяет от событий октября 1962 года, мы уже практически перешли. Это не мое мнение — это мнение большинства собравшихся специалистов-международников. И мир балансирует на грани непредсказуемого», — сказал профессор.
По его мнению, причиной стало исчезновение альтернативной экономической системы и фактора страха, который заставляет бороться за существование.
«Страх, связанный с Карибским кризисом, когда Советский Союз представлял из себя реальную альтернативу мощи Соединенных Штатов, исчез с исчезновением Советского Союза. Страха не стало, началась анархия, возврат к тем постулатам, которые довлели еще в начале 20-го века. Сегодня они прикрыты легкой либеральной фразеологией», — сказал Мартынов.
«Сегодня мы можем говорить о позитивном влиянии Великой Русской революции, скорее, в прошедшем времени. Никто уже не вспоминает ни о социальном государстве, ни о кейнсианстве. Продолжаются и расширяются интервенции без санкции СБ ООН. Дипломатия канонерок возродилась, но немного под другими слоганами — «защиты прав человека, обеспечения демократии». Никто не говорит открыто о необходимости перераспределить колонии, о необходимости обеспечения жизненного пространства, о необходимости свободного доступа к источникам сырья. Нет, все вуалируется красивыми фразами, демагогией», — продолжил он.
Более половины россиян полагают, что участие России в сирийском конфликте приведет к росту ее влияния в мире, гласят данные опроса фонда «Общественное мнение».
Как показал опрос, 62% россиян считают, что участие России в сирийском конфликте приведет к росту ее влияния на мировой арене, 8% респондентов, наоборот, заявили о снижении влияния, а 10% полагают, что никакого эффекта от участия РФ в событиях в САР не будет. Кроме того, 47% опрошенных полагают, что действия России в Сирии приведут к ухудшению российско-американских отношений, а 14%, наоборот, заявили об улучшении отношений. Согласно данным опроса, россияне также считают, что РФ прежде всего следует сотрудничать по Сирии с США (9%), Турцией (6%), Китаем (4%), Ираном (4%), Евросоюзом (2%), Сирией (2%).
По данным ФОМ, так или иначе следят за событиями в Сирии 67% опрошенных (24% делают это внимательно, 43% — от случая к случаю), не следят за сирийским конфликтом 32% респондентов. Отвечая на вопрос, какие цели преследует Россия в Сирии, опрошенные, в частности, назвали достижение мира (18%), борьбу с терроризмом и запрещенной террористической группировкой «Исламское государство» (17%), укрепление позиций РФ в мире (8%), отстаивание своих национальных интересов (7%), защиту РФ от угрозы терроризма (7%), помощь народу Сирии (7%).
Идея, что мир переживает масштабную трансформацию во всех сферах — от политики до культуры, — стала настолько распространенной, что превратилась в банальность. Однако скептики задают логичный вопрос: где же, наконец, те революционные сломы и резкие кардинальные перемены, о которых говорят уже который год, а их все нет и нет?
…На самом деле, конечно, мир 2017 года очень сильно — местами радикально — отличается от мира, например, 2010 года, не говоря уже о 2000-м.
Фактически изменения в жизни человечества вполне могут называться революционными. Однако — поскольку они происходят не молниеносно, а растянуты, — они таковыми не кажутся.
Тем интереснее наблюдать накапливающиеся проявления идущей трансформации. Каждое из них по отдельности можно назвать единичным, не имеющим особого значения и не оказывающим серьезного воздействия на систему казусом, однако вместе они обретают кумулятивный эффект, задают глобальные тренды и производят тектонические подвижки современного мироустройства.
Безусловно, одним из самых значимых и просто интересных современных феноменов является утрата Соединенными Штатами Америки своего статуса единственной мировой сверхдержавы, глобального гегемона и самой влиятельной военно-политической силы мира. Приметы и проявления этого процесса наблюдаются повсеместно в самых разных сферах, в том числе такой, как традиционная неразборчивость — назовем это так — американцев в выборе партнеров и инструментов решения поставленных задач.
В текущем обострении отношений между Анкарой и Вашингтоном (в виде «визовой войны») президент Турции сделал крайне резкое заявление, обвинив Запад в поддержке терроризма, в том числе ИГ* и «Аль-Каиды»*.
Представитель сирийского военного командования генерал Али Аль-Али также обвинил США в поставках оружия террористам, а конкретно боевикам ИГ* и «Джабхат ан-Нусры»*. Речь идет о почти полутора тысячах грузовиков с военным имуществом и вооружением, что попали в руки исламистов за прошедшее лето. При этом, по заявлениям сирийских военных, объемы западного оружия, которым владеют боевики, не оставляют сомнений, что речь идет о целенаправленном снабжении.
Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!
- 0 КОММЕНТАРИЕВ
- ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ