Главная » В мире » В МИД России назвали заявления главы СМР ОЗХО по Сирии непозволительными
В мире Татьяна Милская 11.11.2017 0 0

В МИД России назвали заявления главы СМР ОЗХО по Сирии непозволительными

Москва считает заявления главы Совместного механизма расследования (СМР) ОЗХО-ООН по Сирии Эдмона Муле в адрес РФ непозволительными, Россия никогда не пыталась навязывать механизму свои выводы, заявили в субботу в российском внешнеполитическом ведомстве.

Глава совместной миссии ОЗХО и ООН по расследованию случаев применения химоружия в Сирии Эдмонд Мюле «пытается спасти свою подмоченную репутацию» в «непозволительной для международного чиновника тональности», заявили в Министерстве иностранных дел, комментируя интервью Мюле газете The New York Times.

Согласно сообщению ведомства, Мюле пытается обосновать версию событий, которую в Вашингтоне и других западных столицах считают «единственно возможной». Кроме того, подчеркнули дипломаты, он подгоняет под эту версию собранные миссией факты. По мнению МИД, чиновник также мешал независимому расследованию произошедшего.

В ведомстве, среди прочего, призвали Мюле обратить внимание на выводы российских специалистов, основанные на «законах физики, баллистики и техническом анализе», и, в случае его несогласия, обоснованно возразить «вместо инсинуаций в контактах с прессой». Ранее постпредство России при ООН назвало последний доклад по химатакам в Сирии любительским.

Ранее в интервью газете NYT Муле заявил, что он не удивлен российской критикой доклада СМР по Хан-Шейхуну, поскольку Россия протестовала против методов исследования еще за несколько месяцев до отчета. По словам Муле, российские дипломаты якобы говорили ему, «как должен действовать механизм», предупредив, что если СМР так не сделает, Россия не примет его выводы.

«Обратили внимание на откровения главы Совместного механизма ОЗХО-ООН по расследованию случаев применения химоружия в Сирии (СМР) господина Муле, прозвучавшие в интервью корреспонденту газеты New York Times от 9 ноября. Считаем, что их тональность и, главное, существо допущенных им в адрес России выпадов непозволительны для международного чиновника такого уровня. Для нас очевидно, что таким образом он явно пытается спасти свою сильно подмоченную репутацию», — говорится в комментарии МИД.

В ведомстве напомнили, что в ходе консультаций, состоявшихся по инициативе Муле 7 сентября в Москве, а также последовавших после этого контактов с ним российских дипломатов в Нью-Йорке «никто с российской стороны не пытался навязать Механизму какие-либо устраивающие Россию выводы».

«На самом деле в ответ на официальную просьбу со стороны руководства СМР были озвучены лишь соображения о том, как лучше выстроить работу Механизма с учетом ранее допущенных в расследованиях просчетов. Муле, в частности, было предложено не ангажироваться на ту или иную версию, а уделить полноценное внимание каждой из них. Главная же рекомендация состояла в том, чтобы действовать в строгом соответствии со стандартами Конвенции о запрещении химического оружия. Это, прежде всего, предполагало отправку экспертов как на место химинцидента в Хан-Шейхуне, так и на авиабазу «Шайрат», — подчеркнули в российском МИД.

В ведомстве отметили, что оценки российских специалистов по данному вопросу должны стать предметом серьезного рассмотрения. «Они действительно носят объективный характер, поскольку, в отличие от доклада СМР, основываются на законах физики, баллистики и техническом анализе. Эти выкладки были распространены 9 ноября в Нью-Йорке в качестве официального документа Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН. Если господин Муле с ними не согласен, то вместо инсинуаций в контактах с прессой он должен предоставить убедительные и хорошо обоснованные возражения», — заявили в министерстве.

Инцидент с применением химического оружия в Хан-Шейхуне произошел 4 апреля. Миссия ОЗХО по установлению фактов (МУФ) 29 июня передала СМР доклад о том, что на месте был использован зарин. После этого СМР приступил к работе над установлением виновных в атаке. Доклад по инцидентам в Хан-Шейхуне 4 апреля 2017 года и Умм-Хоше 15-16 сентября 2016 года был представлен Совету Безопасности ООН 26 октября. Эксперты СМР заключили, что в первом случае «Сирийская Арабская Республика несет ответственность за использование зарина», а во втором «ИГИЛ* несет ответственность за применение сернистого иприта».

Вывод о том, что химическая атака была совершена с воздуха, СМР основывает на исследовании снимков воронки от взрыва. При всем этом выступавший на слушаниях руководитель комиссии Эдмон Муле признал, что «не удалось установить определенных лиц, ответственных за нападение».

Босс департамента по задачам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов объявил, что в Москва считает общее расследование ОЗХО и ООН инцидента в Хан-Шейхуне «дилетантским документом» и «политическим заказом», передает ТАСС. В частности, он попенял экспертам на нежелание посетить место атаки в Хан-Шейхуне и на использование множества оборотов «вероятно», «возможно», «предположительно». Исчерпывающий химический лабораторный анализ использованного зарина продемонстрировал, что вполне возможно вещество было получено из хим. прекурсора, который находился на известном определенном складе в Сирии.

Специалисты ОЗХО заключили, что ответственность за апрельский инцидент несут вооруженные силы Сирийской Арабской Республики, в то время как атака в Умм-Хоше осуществлена боевиками ИГИЛ (запрещена в России). Определенных исполнителей химатаки СМР не установила. Более того, доклад изобилует несостыковками и противоречиями, подчеркнул Сафронков. Дипломат считает их неуместными в докладе по такому серьезному вопросу. Поэтому мы призываем Совет Безопасности ООН сохранить полномочия СМР по проведению расследований, — проинформировала Могерини. Дипломат порекомендовал извлекать уроки из истории. 24 октября Российская Федерация заблокировала в СБ ООН проект резолюции о продлении мандата миссии ООН и ОЗХО по изучению химатак в Сирии.

«Мы хотим работать с Россией и отыскать общую почву», — сообщила она.

При всем этом Муле не стал опровергать того факта, что расследование проходило под давлением со стороны стран-членов Совбеза ООН.

«Я с сожалением должен сказать, что это дело очень политизировано, хотя не должно быть», — сказал он.

«В процессе работы нас дергают с одной стороны и с другой, говорят, как делать наше дело. Мол, если вы не сделаете вот так, к вам не будет доверия. Если вы не будете следовать нашим инструкциям, потому что мы — представители пятерки постоянных членов СБ ООН, тогда мы не примем ваши заключения. Я давно всем говорю — наука сама все скажет», — добавил он.

Совместная миссия ООН — ОЗХО по расследованию случаев применения химического оружия в Сирии  26 октября представила Совбезу доклад по инцидентам в Хан-Шейхуне 4 апреля 2017 года и Умм-Хоше 15-16 сентября 2016 года. Эксперты заключили, что в первом случае ответственность за использование зарина несут сирийские правительственные силы, а во втором — сернистый иприт применили террористы ИГ*. В российском постпредстве при ООН этот доклад назвали любительским.

* Террористическая организация, запрещена в России

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!

АКТУАЛЬНО: "В мире" ЗА СЕГОДНЯ