Главная » Наука » Исследователи обнаружили альтернативный режим бактериального чувства кворума
Наука Карина Годинская 22.08.2017 0 0

Исследователи обнаружили альтернативный режим бактериального чувства кворума

Команда исследователей, возглавляемая специалистами из Принстонского университета, открыла существование новой молекулы, отвечающей за бактериальное чувство кворума и повышающей вирулентность синегнойной палочки.

Выводы группы представлены в PLoS Pathogens. Они могут помочь в разработке противомикробных средств для лечения серьезных инфекций, спровоцированных синегнойной палочкой (Pseudomonas aeruginosa). Бактерия хорошо адаптируется к широкому диапазону условий и уже выработала иммунитет ко многим современным антибиотикам.

Чувство кворума – ключевой аспект выживаемости палочки.  Процесс управляет формированием биопленок, защищающих бактерии и способствующих распространению инфекции. Воздействие на чувство кворума может помочь в создании новых методов лечения, считает профессор Бонни Басслер, одна из руководителей проекта.

Pseudomonas aeruginosa пользуется для взаимодействия теми же механизмами, что и другие виды бактерий. Так, палочка вырабатывает фермент RhlI, синтезирующий аутоиндукторную молекулу N-бутаноил-L-гомосерин лактон или C4-HSL. Последняя активирует белок RhlR, управляющий экспрессией генов, необходимых для создания биопленки и заражения носителя. Теоретически, удаление фермента или протеина должно было давать одинаковый эффект. Но ученые увидели, что бактерии, лишенные RhlI, формировали необычно гладкие биопленки, тогда как у штаммов без RhlR они были более морщинистыми. Они предположили, что белок может активироваться альтернативной молекулой, помимо C4-HSL.

Такая структура действительно обнаружилась. Сейчас авторы работают над ее очисткой и идентификацией свойств. Они уверены, что внимание к RhlR поможет бороться со способностью палочки заражать живые организмы. Штаммы, лишенные белка, теряли вирулентность и хуже росли в животных.