Главная » Культура » «Матильда» - жертва любви или «вакханалии демократии»?
Культура Татьяна Милская 27.10.2017 0 0

«Матильда» — жертва любви или «вакханалии демократии»?

Николаем овладели чувства, когда грудь Матильды выскочила во время танца, и вот весь фильм, как безумные, они бегают из стороны в сторону, периодически бросаясь друг другу в объятья, потом разбегаются совершенно шизофренично и опять ищут встречи. Если эта «правдивая» история основана хотя бы на толике правды, то вот он – тот Николай, которого мы заслужили. Бюджет картины составил $25 млн, большая часть из них была израсходована на декорации и костюмы. Проект реализован при поддержке государственного Фонда кино исключительно на российские финансовые средства.

В кинотеатре «Слава» начался прокат фильма «Матильда». Картина, вокруг которой задолго до премьеры сломали столько копий, на деле не оскорбляет чувства верующих и даже пытается угодить монархистам.

В российский прокат выходит один из самых обсуждаемых фильмов года — «Матильда» Алексея Учителя. На протяжении всего промопериода картину об истории любви балерины Матильды Кшесинской и наследника русского престола, будущего императора Николя II окружали, как оказалось, совершенно ненужные споры и шумиха.

Как известно, в центре повествования — взаимоотношения балерины и наследника. История умещается в довольно компактный период — от знакомства героев в 1890-х годах до коронации Николая II. Выступление в Мариинском театре, знакомство на скачках, вспыхнувшие чувства, приезд немецкой принцессы Аликс. Действие не останавливается ни на секунду, как 32 легендарных фуэте, которые исполняла Кшесинская. Но несмотря на амбициозную задачу представить наследника престола с теми чувствами, которые его одолевали, его душевные метания и муки выбора, создатели картины показывают на экране калейдоскоп быстро сменяющихся действий, сливающихся в яркий цветной ряд без какой-либо идеи.

26 октября. 11.00. В смоленском мульти-плексе «Мираж» — первый сеанс заработавшей еще до премьеры, пожалуй, звание самой скандальной российской картины – драмы Алексея Учителя «Матильда». Как минимум, треть зала заполнена зрителями. Реакционная рекламная партия в шахматы, блестяще разыгранная депутатом Госдумы Натальей Поклонской (причем не в свою пользу), начала собирать в кинотеатрах России армию зрителей. Сегодня все ХОТЯТ «Матильду», о существовании которой, быть может, до гражданского конфликта «депутат– режиссер» и знать не знали. Кшесинская у всех на устах!

Напомним: военные действия против художественного произведения искусства развернулись еще в ноябре 2016 года, когда Наталья Поклонская обратилась с просьбой к Генпрокурору РФ проверить фильм Алексея Учителя «Матильда» на тему достоверности интимных отношений балерины Матильды Кшесинской с будущим последним российским императором Николаем II. Ситуация близка к абсурду: депутат сочла картину «угрозой национальной безопасности России»! К фильму, которого не видела еще ни одна живая душа, неоднозначно отнеслась и Русская Православная церковь.

Задачей создателей было снять любовную мелодраму и они её выполнили (кстати, с момента начала съёмок до выхода фильма на экраны прошло больше двух лет, это ещё не эпический «долгострой», но всё же очень немало). Звёздный актёрский состав дал сообща очень неплохой творческий «выхлоп» — никто и не тянет одеяло на себя, и не халтурит. Некоторое недоумение вызывает всё же только, что так много в ансамбле оказалось иностранных актёров — от исполнительницы роли самой Кшесинской Миланы Ольшанска до Ларса Айдингера, сыгравшего Николая II, и худрука известного берлинского театра Shaubunne Томаса Остермайера. Была ли в этом большая необходимость? Кто знает… Как сообщают инсайдеры, Ольшанска на съёмках вообще запомнилась ленью и высокомерием. И вроде бы Алексей Учитель даже пожалел, что взял её в свой фильм, хоть явно это и не проявил.

Ну а если говорить подробнее о российских актёрах, то есть и те, кого было несколько непривычно видеть в каких-то ролях (Ингеборга Дапкунайте = пожилая императрица Мария Фёдоровна), и те, где попадание полное и органичность на 100% — это прежде всего Сергей Гармаш в образе Александра III. Этот персонаж — как полный антипод собственному сыну Николаю. Тот — неуверенный, мечущийся и сомневающийся, Александр — настоящий правитель, суровый, твёрдый, но не жестокий, а с близкими так и вообще сама доброта. Что интересно, по сюжету отец больше желает сыну счастья с Кшесинской, чем с Алисой Гессенской, которая предназначена наследнику в жёны уже давно.

В небольшой роли директора Императорских театров сыграл Евгений Миронов – образ тоже получился интересным и запоминающимся. Очень эмоциональным стал образ поручика Воронцова у Данилы Козловского, соперника Николая в борьбе за сердце Кшесинской. Воронцов буквально одержим Матильдой и в развитие повествования идёт на самые крайние меры. Это соперничество – один из центральных элементов сюжета, хоть и не самый главный.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter!

АКТУАЛЬНО: "Культура" ЗА СЕГОДНЯ