Главная » Наука » Астроном: в Солнечную систему залетела первая «межзвездная» комета
Наука Татьяна Милская 25.10.2017 0 0

Астроном: в Солнечную систему залетела первая «межзвездная» комета

Автоматизированный телескоп PAN-STARRS открыл крайне необычную комету, которая летит в сторону Солнца по гиперболической траектории, что указывает на ее «межзвездное» происхождение, сообщила астроном Мишель Баннистер.

Уникальное астрономическое событие зафиксировали на днях американские астрономы. Впервые за 300 лет активных наблюдений за небом они заметили комету, прилетевшую в нашу Солнечную систему из далеких миров, тем самым опровергнув версию о том, что кометы — это явление, свойственное исключительно нашей звездной системе.

«Нам очень нужны повторные и более долгие наблюдения за этим объектом, однако, если текущие сведения по его орбите не содержат в себе грубейших ошибок, он может двигаться только по гиперболической орбите. Если это подтвердится в будущем, то тогда данное небесное тело, C/2017 U1, будет первым примером «межзвездной кометы», — пишет Баннистер в своем микроблоге.

Итак, это знаменательное событие — пролет через Солнечную систему (СС) межзвездной кометы C/2017 U1 из других миров, а точнее — со стороны созвездия Лира, было зафиксировано 18 октября при помощи американского автоматического телескопа PANSTARRS, установленного на Гавайях. Когда ее заметили, она уже удалялась от нас с большей скоростью, чем у родных комет нашей звездной системы, — более 20 км в секунду. Однако ученые быстро отсчитали время назад и узнали, что перигей — ближайшая точка прохождения кометы мимо нашего Солнца — был у нее 9 сентября на отметке в четверть астрономической единицы, то есть на расстоянии около 40 миллионов километров от светила. Тогда межзвездная комета пролетела внутри орбиты Меркурия.

Астрономы присвоили комете название C/2017 U1 (PANSTARRS). Они отметили, что обычно подобные тела Солнечной системы двигаются по замкнутым эллиптическим орбитам. И хотя они могут делать один оборот вокруг нашей звезды сотни лет, они не вылетают за пределы системы.

Гиперболические или параболические кометы имеют значительно более высокую скорость и летят по незамкнутым траекториям, то есть в нашу звездную систему они попадают лишь единожды, а потом навсегда улетают в межзвездное пространство.

Астрономы говорят, что таких комет науке известно несколько десятков, но для подавляющего большинства из них элементы орбиты измерены крайне неточно, что может значить, что это «обычные» кометы, просто их орбиты крайне вытянуты.

Комету наблюдали в течение очень короткого времени, отмечается в сообщении, поэтому астрономы не исключают вероятности ошибки в расчетах. Но если данные верны, единственное убедительное объяснение для них — гиперболическая орбита с большим эксцентриситетом (отношением расстояний между фокусами к длине большей оси). Для сравнения: красным на рисунке показана орбита с малым эксцентриситетом (0,7), синим — с большим (1,3).

Остальные известные кометы обращаются вокруг Солнца. Год на них может продолжаться очень долго, но всегда конечен, и кометы периодически возвращаются в пределы Солнечной системы. Комета C/2017 U1 может навестить нашу планетную систему всего однажды и улететь к другим звездам.

По словам Баннистер, как минимум один из крупных наземных телескопов, канадско-французская обсерватория CHFT на Гавайских островах, сейчас наблюдает за этим небесным телом. Если первоначальные данные с PAN-STARRS подтвердятся, то тогда C/2017 U1 станет одним из самых редких и необычных объектов, открытых в Солнечной системе за последние годы.